Юридическая канцелярия Воскресенье, 28.04.2024, 02:12
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный клуб » ЛитКлуб » Литературная критика » Михаил Брыных: «Шахматы для дибилов» Апокалипсис для публики
Михаил Брыных: «Шахматы для дибилов» Апокалипсис для публики
AlexДата: Четверг, 10.09.2009, 20:44 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 40
Репутация: 0
Статус: Offline
Украинский писатель Михаил Брыных – человек слова. Его книга «Электронный пластилин», вышедшая в прошлом году, кроме всего остального, действительно рассказывала о пластилине – как метафоре технического прогресса и его дегуманизирующей роли в жизни социума. А вышедшая в этом году книжка «Шахматы для дибилов»… действительно рассказывает о шахматах. Хотя лично я надеялась, что там будет о любви… Ну или хотя бы не так много о шахматах :).

Итак, если в шахматах вы совершенно не разбираетесь, то читать основную часть книги Брыныха вам будет сложнова-то. Не без пользы, конечно: роман раскроет перед вами «общие принципы дибютной теории» и «курс настоящих шахматных дибютов», причем весьма доступным языком и не без чувства юмора. Язык же «Шахмат…» доступен настолько, что я уже вижу, дорогие читатели, как вы едва сдерживаете замечания автору и корректору: «Слова дебил и дебют пишутся через Е!». Конечно конечно, но официальное правописание в книге Брыныха не действует, как не действуют и нормы литературной речи…

По идее, если считать литературную речь искусственным построением, которым в жизни никто не пользуется, то суржик автора и персонажей «Шахмат…», должен свидетельствовать о жизненной правдивости и реалистичности изображения. Однако в отличие от, скажем, тех же «Писем братана», в уста персонажей Брыных вкладывает не речь простых граждан, а собственную риторику, которой отмечены записи в его живом журнале: интертекстуальная связь между этими двумя дискурсами лежит на поверхности, ведь одного из центральных персонажей романа зовут доктором Падлюччо – он же Михаил Брыных в Livejournal.

Если же учесть, что в книге доктор Падлюччо работает охранником в супермаркете, то его высказывания вроде «не каждый, мое многогрешное дитя, способен узреть, как хилая ослица человеческого интеллекта превращается в царевну-красавицу из порно-фильмов. Не каждому дано пройти в эти разверзнутые врата, и не каждого ущипнет за щеку нордический ветер неистовства, указывая верный путь к первозданной красоте…» (с. 95) отнюдь не напоминают живую разговорную речь, а служат материалом для конструирования условного художественного пространства, где герой, в принципе, один – автор.

Нет сомнений, что текст «Шахмат…» оценят поклонники «парадигмы Подеревянского». В нем также есть все необходимое для интеллектуального развлечения: с вершин философских пассажей автор круто опускает читателя в эпатаж и натурализм (к примеру, «дибют Арангутанга»? «названий так патаму, шо ета пьеска с первого же хода тянецца впиред столь жи безсмисленно, как и рука абизяны, которая тока шо выколупала из жопы немного гамна, панюхала его и осознала, шо оно сильно воняет» (с. 54)), а за описаниями шахматных партий скрываются политические и исторические аналогии.

Главная же интрига, как и в «Электронном пластилине», носит эсхатологический характер (кстати, о «Пластилине» напоминает и излюбленный Брыныховский герой Коля, который в новом тексте появляется в ипостаси шахматного самородка Коли алкаша).

Избегая спецэффектов, которыми отличалась предыдущая книга, где зловещее Желтое в крапинку пожирало людей, деформируя мир, как пластилин, автор опять вещает о губительном влиянии технического прогресса, выстраивая элегантный конфликт между Богом и дьяволом: «Например, еще в конце прошлого века диавол лично вложил агромные бабки в развитие ІТ-технологий. Кампутир он поставил в углу современной цивилизации и забацал из него срамную икону. А лопухи, которых давно опутал Интернет и электронных банкинг, охотно повелись на етот силиконовый символ диавольской веры» и проч. (с. 135).

Окончательная битва между Богом и Его противником может состояться очень скоро – в виде шахматной партии, где за Творца будет играть… юный ученик доктора Падлючча мальчик Миша (об очевидном раздвоении личности писателя Михаила Брыныха мы здесь корректно умолчим smile ). Апокалиптический шарм последних времен отчетливо ощущается на последних страницах книги, и уже даже в глазах старушки из костела загорается неслучайное «красное зарево» – но именно в этот момент автор прерывает рассказ, чтобы сообщить читателю, что продолжение следует…

Для тех, кому показалось, что тема дебилов не раскрыта: автор обещает, что следующая часть будет именно о них – настоящих дебилах, тех абсолютно ненормальных, которых разрывают на куски солнечные лучи smile .

Михайло Бриних. Шахмати для дибилов. – К.: Факт, 2008.

Автор: Татьяна Трофименко

Источник: http://www.mediaport.ua/news....публики

 
AlexДата: Четверг, 10.09.2009, 20:45 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 40
Репутация: 0
Статус: Offline
Харьковчанка Татьяна Трофименко победила в конкурсе рецензий «Би-би-си»
В конкурсе читательских рецензий, который «Би-би-си» проводит в рамках ежегодного конкурса Книга года, победила харьковчанка Татьяна Трофименко, постоянный автор «МедиаПорта».

Татьяна Трофименко рецензия на книгу Михаила Бриниха «Шахматы для дибилов»

признала лучшей среди сорока других рецензий, которые участвовали в конкурсе. Эта рецензия была опубликована на сайте в октябре.

 
Литературный клуб » ЛитКлуб » Литературная критика » Михаил Брыных: «Шахматы для дибилов» Апокалипсис для публики
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Писатель Александр Ковалевский
© Перепечатка материалов сайта "Юридическая канцелярия" в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий - без ограничений, при обязательном условии указания полного имени адреса нашего ресурса //uyrist.at.ua/ Связь с редакцией - uyrist1@ukr.net Писатель Александр Ковалевский Заработай на своем сайте каталог сайтов Rambler's Top100