Юридическая канцелярия Вторник, 25.09.2018, 12:43
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [812]
Tag cloud
договор займа ДТП админответственность банк депозит АВТОSOS вкладчик государственная социальная помощь автор Олег Беликов Дискуссионный клуб трудовое право суд Семейный кодекс авторские публикации алименты виза владение Законодательство высотные работы в Харькове Цивільний кодекс власник отчуждение Верховная Рада дарение исполнительное производство кредитор власть войны и смерть государственный исполнитель безопасность труда госзакупки Гражданский кодекс налоги недвижимость ипотека юридическая канцелярия Нотариус государственные акты на право собст день города Указ Закон Украины аудит бизнес держава право Менеджмент банковские риски Договор вещные права гражданское право аферы Конституция Украины Англия английский язык Великобритания договор пожизненного содержания Олег Беликов Президент закрытие конституційний суд регистрация тов Верховна рада выход учредителя акціонерне товариство відшкодування збитків господарські правовідносини договір Закон должник законопроект криминал Адвокат уголовный кодекс апелляционный суд коррупция рейдерство визир административный суд дети войны Верховный суд взносы в пенсионный фонд Законодательство Украины административное судопроизводство апелляционное обжаловние ГПК Украины Констиция Гражданство гражданское законодательство ЮК Табеллион Європарламент налоговый кодекс НДС упрощенная система налогообложения единый налог Админимстрирование налогов акцизный налог МВД детективы административный кодекс
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пользовательского поиска
Персональный сайт Александра Кобизского Украина онлайн Писатель Александр Ковалевский Александр Ковалевский


Главная » Статьи » Мои статьи

Ликвидация предприятия без проблем

                Так сложилось, что во время экономического роста  открываются новые компании, растет доход, и перспективы выглядят радужными и заоблачными, а во время спада экономики становятся актуальными вопросы ликвидации предприятий, аудита, проверок и вызывают мигрень и отдышку бесконечные хождения по государственным инстанциям. А более всего страшит неопределенность и боязнь неминуемой кары. Налоговый инспектор представляется работником чистилища, в руках которого находится нить нашей судьбы, светлой или безрадостной, в зависимости от правильности исчисления и сроков уплаты налогов.

                Но так ли страшна процедура ликвидации предприятия, как рисует наше сознание?

Однозначно, нет. Как правило, мы боимся того, что нам неизвестно. В детстве –привидений, во взрослой жизни, работников налоговой . J

                Что же кроется за страхом? Элементарное не знание своих прав и обязанностей. Бизнес на Украине, как и в старые добрые 90-е, делается вслепую. Бизнесмены пользуются интуицией, наитием, шаманами, турецкими бусами «от сглаза», чем угодно, только не законами. Часто юрист и бухгалтер воспринимаются как нахлебники, и закон переходит в плоскость «авось» не заметят. И как результат: проще закрыться, чем иметь головную боль.

                Поэтому, чтобы не иметь ненужных проблем давайте чтить уголовный, равно как и налоговый кодекс.

                Существует четыре варианта ликвидации предприятий:

 

Вариант первый. Ликвидация компании по решению собственников.

 

                Осуществляется в несколько этапов. Первый – это  проведение собрания учредителей (участников, акционеров), на котором принимается решение о ликвидации. Второй - публикация в прессе объявления о планирующейся ликвидации. Третий - уведомление госрегистратора и заинтересованных органов (налоговой инспекции, Пенсионного фонда и фондов соцстраха). Далее - создание ликвидационной комиссии и составление предварительного ликвидационного баланса. Кроме этого, собственник или руководитель предприятия не менее чем за два месяца до ликвидации обязан под расписку уведомить об этом всех своих сотрудников. После чего начинается то самое то - проверки контролирующих органов.

Немного лирики:

                    Для внесення  до  Єдиного  держреєстру  запису  про   рішення фізичної  особи  -  підприємця щодо припинення нею підприємницької діяльності фізична особа - підприємець або уповноважена нею  особа повинні  подати держреєстратору (надіслати рекомендованим листом з описом вкладення) такі документи: нотаріально посвідчену заяву про припинення    підприємницької   діяльності   фізичною   особою   - підприємцем, документ, що підтверджує внесення плати за публікацію повідомлення  про  прийняття фізичною особою - підприємцем рішення щодо припинення підприємницької діяльності.

      Для проведення  держреєстрації   припинення   підприємницької діяльності  фізичною  особою  - підприємцем за її рішенням фізична особа - підприємець або уповноважена  нею  особа  не  раніше  двох місяців   з   дати   публікації  повідомлення  у  спеціалізованому друкованому  засобі  масової  інформації   подає   держреєстратору особисто  (надсилає рекомендованим листом з описом вкладення) такі документи:   заповнену   реєстраційну   картку    на    проведення держреєстрації   припинення  підприємницької  діяльності  фізичною особою - підприємцем за її рішенням,  свідоцтво про держреєстрацію фізичної  особи - підприємця;  довідку відповідного органу ДПС про зняття фізичної особи - підприємця з обліку як платника  податків; довідку  відповідного  органу  ПФУ  про  зняття з обліку;  довідки відповідних органів фондів соцстрахування про зняття з обліку

                    Згідно з  порядком для зняття з обліку,  у разі прийняття власником (власниками) рішення про ліквідацію,  платнику  податків слід  у  3-денний  термін  з дати прийняття рішення подати в орган ДПС,  в якому платник перебуває на обліку,  такі документи:  заяву про зняття з обліку платника податків за ф.  N 8-ОПП,оригінали документів,  що видаються органами ДПС платнику податків (свідоцтва, патенти, довідки за формою N 4-ОПП, інші довідки тощо) і підлягають поверненню до органу ДПС,  а також  завірені  органом ДПС  копії  цих  документів,  якщо  такі  видавалися та підлягають

поверненню до органу ДПС.

                    Проведення документальних перевірок суб'єктів СПД регулюється Указом Президента України від 23.07.98 р. N 817/98 ( 817/98 ) "Про деякі  заходи  з  дерегулювання  підприємницької  діяльності"   та постановою  КМУ  від  15.10.2003  р.  N  1625 ( 1625-2003-п ) "Про внесення змін до Порядку координації проведення  планових  виїзних перевірок     фінансово-господарської     діяльності     суб'єктів підприємницької   діяльності   контролюючими   органами",    якими регулюються  порядок  і  строки  проведення  як  планових,  так  і позапланових перевірок,  до яких належать обставини  у  зв'язку  з реорганізацією    (ліквідацією)    підприємства   чи   припиненням підприємницької діяльності фізичною особою - підприємцем  за  його рішенням.

      Пріоритетними визнаються встановлені органами ДПС строки, які не перевищують 30  робочих  днів,  крім  перевірок  СПД  з  річним сукупним   валовим  доходом  20  млн.  гривень  і  більше,  строки проведення яких можуть перевищувати 30 робочих днів.

                    Після проведеної   перевірки   платника   податків,   у  разі встановлення факту відсутності заборгованості  перед  Держбюджетом України  та  місцевими бюджетами,  орган ДПС знімає його з обліку. Зняття з обліку платника податків в  органах  ДПС  проводиться  за наявності  повідомлення  від  установи  банку  про закриття такому платнику рахунків.  Після завершення  процедури  зняття  з  обліку орган ДПС складає довідку про зняття з обліку платника податків за ф.  N 12-ОПП ( z0172-98 ),  яку надсилає до органів держреєстрації або органу, що здійснив реєстрацію.

      Якщо проведеною перевіркою платника податків встановлено факт заборгованості його перед бюджетами,  орган ДПС не знімає  його  з обліку,  а  підрозділи  обліку та звітності складають повідомлення про наявність обов'язків зі сплати податків і зборів (обов'язкових платежів)  за  ф.  N  10-ОПП і надсилають його особі, відповідальній за погашення податкових зобов'язань або податкового боргу,  що  є  такою відповідно до законодавства в разі ліквідації платника податків.

                После того как все возникшие претензии налоговиков удовлетворены, составляется окончательный ликвидационный баланс. И предприниматель снова подает госрегистратору пакет документов, в который входят многочисленные справки об отсутствии задолженности перед бюджетом и фондами.

Плюсы. Процедура полностью соответствует закону. После ликвидации юрлица сведения о руководителе и собственниках компании исключаются из госреестра и передаются в архив. К ликвидировавшемуся предприятию нет претензий у фискальных и правоохранительных органов, а также у контрагентов.

Минусы. Длительность процесса - от двух месяцев (в идеале) до бесконечности (если налоговая или Фонды не выдадут справки об отсутствии задолженностей). Обязательная налоговая проверка с практически гарантированными доначислениями по каким-либо налогам или платежам, обязательная проверка Пенсионным фондом и Фондами соцстраха.

                На любом этапе ликвидации может объявиться неучтенный кредитор, который потребует оплаты реального или вымышленного долга. Есть риск, что кредитор обратится в суд с требованием возбудить дело о банкротстве ликвидируемой компании.

 

Вариант второй:Ликвидация через процедуру банкротства.

 

                 Банкротство может быть как добровольным (по решению собственников компании), так и принудительным (по требованию кредитора или госоргана). И в том и в другом случае первый этап процедуры - обращение в суд с просьбой возбудить производство в деле о банкротстве. Причем, если инициатор обращения - само предприятие, к заявлению, помимо прочих документов, необходимо приложить протокол общего собрания работников компании, на котором был избран их представитель во время рассмотрения дела о банкротстве. В течение 10 дней с момента возбуждения судом дела о банкротстве в специализированных изданиях необходимо разместить соответствующие объявления.

Дальнейшие этапы банкротства от руководителя и собственников предприятия зависят опосредованно: направление судом госрегистратору уведомления о возбуждении дела о банкротстве; назначение арбитражного управляющего; составление реестра кредиторов и их требований; собрание комитета кредиторов; составление баланса и порядка удовлетворения требования кредиторов и т. п. Даже исключение из госреестра никак от собственников не зависит.Суд после принятия соответствующего решения направляет его госрегистратору, который и обязан исключить предприятие из ЕГР.

Плюсы. Собственники компании не вовлечены в бюрократическую волокиту.Все процессуальные действия, в том числе и согласование спорных вопросов с налоговой и Фондами, осуществляет арбитражный управляющий, назначенный судом. Требования кредиторов могут остаться неудовлетворенными, если у предприятия нет достаточных активов.

Минусы. Длительность процедуры - в отдельных случаях может длиться полтора-два года. Если предприятие располагает ликвидными активами, они могут быть переданы кредиторам. Возможно дополнительное расследование правоохранительных органов, если у них возникнет подозрение, что банкротство фиктивное. Теоретическая возможность привлечения руководства компании к административной или уголовной ответственности по статье "Доведение до банкротства".

 

Вариант третий: Ликвидация  по решению суда или соответствующего органа государственной власти.

 

                 Наиболее распространенный случай - ликвидация предприятий, которые прекратили или никогда не вели хоздеятельность, не подают в течение года налоговой и финансовой отчетности в ГНИ или отсутствуют по заявленному местонахождению. Иначе говоря, ликвидировать предприятие можно, просто бросив его на произвол судьбы - прекратив деятельность и перестав подавать отчетность в госорганы.

                Кроме неподачи отчетности, закон предусматривает еще три случая ликвидации компании по инициативе государственного органа:

-признание недействительной записи о госрегистрации предприятия;

-осуществление компанией деятельности, нарушающей закон или не соответствующей ее уставным документам;

- несоответствие уставного капитала требованиям законодательства.

                Во всех перечисленных случаях налоговая инспекция или другой госорган может обратиться в суд с иском о ликвидации компании. Если суд примет данное решение, госрегистратор будет обязан исключить предприятие из госреестра.

Плюсы. Самый дешевый способ - деньги на услуги юристов и платежи в бюджет не тратятся. Все процедурные действия осуществляет заинтересованный госорган, от собственников или руководства предприятия ничего не зависит. Налоговая проверка предприятия не проводится, поскольку зачастую установить местонахождение компании невозможно. В большинстве случаев поиск брошенного предприятия ведется формально, после чего компания ликвидируется. Если предприятие не имело задолженности перед другими юрлицами или бюджетом, как правило, никакими существенными неприятностями собственникам и директору такой способ ликвидации не грозит.

Минусы. В базах данных налоговых органов и Госкомстата сохраняется информация об учредителях и последнем директоре предприятия, что впоследствии (при желании налоговиков) может доставить им некоторые неприятности. Если компания задолжала бюджету или соцфондам, возможно возбуждение уголовного дела, следовательно, розыском собственников и руководителей предприятия могут заняться правоохранительные органы. Сама процедура достаточно длительная и занимает не менее двух лет. Должностных лиц предприятия могут оштрафовать за неподачу отчетности.

 

Вариант четвертый:Ликвидация компании путем продажи.

 

                Еще один способ избавиться от ненужной собственнику фирмы - продать корпоративные права. Сама процедура продажи выглядит следующим образом: между продавцом (нынешним собственником или собственниками предприятия) и покупателем заключается договор купли-продажи корпоративных прав. В большинстве случаев юристы рекомендуют нотариально заверить договор (хотя закон этого прямо не требует), после чего госрегистратору передаются уставные документы, договор купли-продажи, решение о внесении изменений в уставные документы в связи со сменой владельцев. После или одновременно с внесением изменений в госреестр новые собственники проводят смену руководства предприятия и уведомляют об этом налоговую инспекцию и соцфонды, после чего процесс продажи компании можно считать завершенным.

Плюсы. Предприятие не ликвидируется, соответственно, не проводятся налоговые и прочие проверки. Новым собственникам компания достается со всей дебиторской и кредиторской задолженностью, а также принадлежащей недвижимостью и различными разрешениями и лицензиями. Сама процедура занимает полторы-две недели. Нет необходимости увольнять работников, а следовательно, и выплачивать им выходное пособие.

Минусы. В течение трех лет после продажи должностные лица предприятия могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности, если закон был нарушен, когда они руководили компанией. Возможно последующее использование проданной фирмы в различных мошеннических схемах. Если данным предприятием заинтересуются правоохранительные органы, вероятно привлечение бывших учредителей и директора как минимум в качестве свидетелей. Если сумма сделки будет превышать взнос учредителя в уставный фонд, с суммы превышения придется уплатить налог с доходов физических лиц (15%).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Advokatess (06.10.2009)
Просмотров: 2945 | Теги: аудит, ликвидация предприятий, закрытие, бизнес | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018
Писатель Александр Ковалевский
© Перепечатка материалов сайта "Юридическая канцелярия" в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий - без ограничений, при обязательном условии указания полного имени адреса нашего ресурса http://uyrist.at.ua/ Связь с редакцией - uyrist1@ukr.net Писатель Александр Ковалевский Заработай на своем сайте каталог сайтов Rambler's Top100