Юридическая канцелярия Вторник, 23.04.2024, 14:43
Tag cloud
Статистика
eed7423f99435554
Форма входа
Архив записей
Пользовательского поиска
Персональный сайт Александра Кобизского Украина онлайн Писатель Александр Ковалевский
Главная » 2011 » Март » 6 » 1095 дней - срок для определения денежных обязательств и для взыскания налогового долга
08:50
1095 дней - срок для определения денежных обязательств и для взыскания налогового долга

1095 дней - срок для определения денежных обязательств и для взыскания налогового долга

Как известно, 1 января 2011 года вступил в действие Налоговый кодекс Украины (НКУ), и естественно, что в связи с его применением возникает немало вопросов, как у налогоплательщиков, так и у контролирующих органов. Пока стороны присматриваются друг к другу, и в полной мере не применяют прописанные нормы. Но по целому ряду вопросов для установления истины, рано или поздно прийдется обращаться в суд.

Правовые коллизии в закодательстве нашей Державы не такая уж и редкость. Не избежал этой участи и Налоговый кодекс Украины. Противоречия между пунктами 56.18 статьи 56 НКУ и пунктом 56.19 этой - же статьи видны не вооруженным глазом. Оба пункта исчисляют сроки исковой давности, но в соответствии с одним, срок, отведенный для обжалования составляет 1095 дней; другой ограничивается месяцем. Хорошо, что законодатель предусмотрел норму, определенную пунктом 56.21 статьи 56 НКУ, в соответствии с которой, в случае, когда норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса или когда нормы разных законов или разные нормативно-правовые акты допускают неоднозначные (множественные) трактовки прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решения принимается в пользу налогоплательщика. Но вопрос остается открытым, и две противоречащих друг другу нормы продолжают мирно сосуществовать в одном законодательном акте.

Так сколько - же отводит времени законодатель для разрешения спорных вопросв? Попробуем разобраться вместе, уважаемый читатель.

Статьей 102 Налогового кодекса Украины урегулирован вопрос применения сроков давности определения налоговых обязательств, которые составляют 1095 дней. Пунктом 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины установлено что с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое сообщение-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент по получению данного решения.

Из содержания указанной законодательной нормы, с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Украины, выплывает, что налогоплательщик может обращаться в суд с требованием относительно противоправности налогового сообщения-решения в течение 1095 дней с момента получения такого решения. Вместе с этим абзацем вторым пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что в случае, когда налогоплательщиком к моменту обращения в суд с исковым заявлением проводилась процедура административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически прошел с момента обращения налогоплательщика с жалобой к контролирующему органу к дате получения (включительно) таким плательщиком налогов окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы. При этом, согласно абзаца четвертого пункта 56.18 статьи 56 НКУ процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

Таким образом, подпунктом 56.18 статьи 56 НКУ непосредственно урегулировано  применение сроков обжалования налогового сообщения-решения в суд, а именно определены:

В соответствии с частью третьей статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАСУ), для защиты прав, свобод и интересов лица этим Кодексом и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые исчисляются со дня, когда лицо узнало или должна было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Следовательно, КАСУ предусматривает возможность установления другими законами специальных сроков обращения в административный суд, а также специального порядка исчисления таких сроков. Эти специальные сроки имеют преимущество в применении по сравнению с общим сроком обращения в административный суд, определенным частью второй статьи 99 этого Кодекса, а также сокращенными сроками, установленными, в частности, частями четвертой и пятой статье 99 КАСУ.

Принимая во внимание изложенное, предписания пункта 56.18 статьи 56 НКУ является нормой, регулирующей вопрос применения сроков обращения в административный суд по исками о признании противоправными налоговых сообщений-решений. При таких обстоятельствах срок для обращения  налогоплательщика с иском в административный суд составляет 1095 дней и исчисляется с момента получения плательщиком налогов решения, которое обжалуется. Указанный срок продлевается на время досудебного урегулирование спора - процедуры административного обжалования соответствующего решения в контролирующем органе (с дня подачи жалобы до момента получения решения контролирующего органа по результатам ее рассмотрения).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 56.19 статьи 56 НКУ, в случае, когда к представлению искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое сообщение-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, который следует за днем окончания процедуры административного обжалования, в соответствии с пунктом 56.17 настоящей статьи. Указанній пункт НКУ устанавливает месячный срок для обжалования налоговых сообщений-решений, который, по содержанию этой нормы, начинает ход с дня, который наступает за днем окончания процедуры административного обжалования. При этом пункт 56.19 статьи 56 НКУ регулирует те же правоотношения, что и абзац второй пункта 56.18 настоящей же статьи. Прямое сравнение содержания абзаца второго пункта 56.18 статьи 56 НКУ с содержанием пункта 56.19 єтой - же статьи свидетельствует о том, что оба правила должны применяться в случае, когда к предїявлению искового заявления проводилась процедура административного обжалования.

В то же время пункт 56.18 статьи 56 НКУ определяет, что срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически прошел с момента обращения налогоплательщика с жалобой к контролирующему органу ко дню получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Но пункт 56.19 статьи 56 этого же Кодекса означает, что месячный срок для обжалования в суде налогового сообщения-решения начинает исчисление со дня окончания процедуры административного обжалования. То есть, в соответствии с пунктом 56.18 статьи 56 НКУ срок судебного обжалования продлевается на время процедуры административного обжалования, в то время как согласно пункту 56.19 этот срок во время соответствующей процедуры во внимание не принимается.

Кроме того, если норма пункта 56.18 статьи 56 НКУ определяет срок судебного обжалования налоговых сообщений-решений путем отсылки к срокам давности, установленным статьей 102 Кодекса, то пункт 56.19 статьи 56 КАСУ прямо предусматривает, что соответствующий срок составляет один месяц.

Таким образом, два указанных предписания Налогового кодекса по-разному регулируют те же правоотношения и при этом противоречат друг другу. При таких обстоятельствах пункты  56.18 и 56.19 статьи 56 НКУ не могут примениться судами одновременно, а преимущество должно быть предоставлено одной из этих законодательных норм.

Как выходить из создавшейся ситуации? Высший Административный Суд Украины изложил свое понимание проблемы в Письме от 10.02.2011 № 203/11/13-11. «При решении рассматриваемой законодательной коллизии суды должны выходить из следующего. Пункты 56.18 и 56.19 статье 56 Налогового кодекса Украины содержатся в одном и том же нормативно-правовом акте, приняты одновременно и  регулируют  те же отношения. Поэтому противоречие между ними не может быть развязано за счет применения общепризнанных приемов толкования законодательных норм (предоставление преимущества норме, которая принята позже или которая является специальной). Следовательно, они допускают неоднозначное (множественное) трактование содержания права налогоплательщиков на судебное обжалование

решений о начислении денежных обязательств в части продолжительности и начала исчисления сроков для соответствующего обжалования.В этой ситуации судам следует руководствоваться пунктом 56.21 статьи 56 Налогового кодекса Украины. Этой нормой установлено, что в случае, когда норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса или когда нормы разных законов или разные нормативно-правовые акты допускают неоднозначные (множественные) трактовки прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение на  пользу как налогоплательщика, так и контролирующего  органа,  решения принимается в пользу налогоплательщика.

В соответствии с приведенным при принятии искового заявления от налогоплательщиков об обжаловании налоговых сообщений-решений и других решений о начислении денежных обязательств суды должны решать вопрос в пользу налогоплательщика и применять пункт 56.18 статьи 56 НКУ, который предусматривает более длительный срок для обращения в суд (1095 дней), чем пункт 56.19 настоящей статьи (один месяц)».

Таким образом, срок обращения в суду с иском об обжаловании решения контролирующего органа исчисляется со дня получения плательщиком налогов решения, которое обжаловано, как предусмотрено пунктом 56.18 статьи 56 НКУ. В соответствии с этим пунктом указанный срок продлевается на время досудебного урегулирования спора - процедуры административного обжалования соответствующего решения в контролирующий орган. При таких обстоятельствах норма пункта 56.19 статьи 56 НКУ не может использоваться при вычислении сроков обращения налогоплательщика в суд, поскольку ее применение противоречит правилам пункта 56.21 настоящей же статьи . Поэтому срок для обжалования в суде налогового сообщения-решения начинает исчисление в соответствии с пунктом 56.18 статьи 56 НКУ - со дня получения плательщиком налогов этого сообщения-решения.

В этом же Письме Высший Административный Суд Украины от 10.02.2011 № 203/11/13-11 разъясняет и сроки обращения фискальных органов с требованием о взыскании налогового долга с плательщика налогов.

«В соответствии с пунктом 102.1 статьи 102 Налогового кодекса Украины контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 настоящей статьи, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим Кодексом не позднее окончания 1095 дня, который наступает за последним  днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже - за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается освобожденным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового сообщения не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке».

Следует отметить, что пунктом 102.2 статьи 102 НКУ определен перечень случаев, когда денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности определенного в части первой настоящей статьи. Согласно пункту 102.4 статьи 102 Налогового кодекса Украины в случае, если денежное обязательство начислено контролирующим органом к окончанию срока давности, определенному в пункте 102.1 настоящей статьи, налоговый долг, который возник в связи с отказом в самостоятельном погашении, может быть взыскан в течении последующих 1095 календарных дней со дня возникновения  налогового долга. Если платеж взыскивается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным. Следовательно, приведенная законодательная норма устанавливает срок принудительного взыскания налогового долга - это 1095 дней со дня возникновения налогового долга.

Системный анализ пунктов 102.1, 102.2 и 102.4 статьи 102 НКУ свидетельствует о том что применение сроков давности, определенных статьей 102, распространяется и на случаи нарушения производства по делу о взыскании соответствующего налога. Соответственно, исковые требования контролирующего органа, связанные с взысканием налогового долга с налогоплательщиков, должны предъявляться в течение 1095 дней со дня возникновения налогового долга.

Пункт 102.1 статьи 102 НКУ определяет сроки для определения денежных обязательств налогоплательщиков. Следствием пропуска этого срока является освобождение налогоплательщика от соответствующего денежного обязательства. При этом спор относительно соответствующей декларации и/или налогового сообщения, которые должны были быть основанием для определения денежного обязательства, не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

В свою очередь, пункт 102.4 статьи 102 НКУ устанавливает сроки взыскания налогового долга, который возник в связи с отказом самостоятельного погашении такого денежного обязательства.

Рассматриваемые сроки (для определения денежных обязательств контролирующим органом и для взыскания налогового долга) исчисляются отдельно. При этом срок для взыскания налогового долга начинает свой отсчет с дня возникновения налогового долга, в то время как срок для определения денежного обязательства контролирующим органом отсчитывается со дня, который наступает за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позднее, - за днем ее фактического представления. Для примера - если  соответствующая налоговая декларация подлежала представлению до 20 января 2011 года, налоговый орган может определить денежное обязательство налогоплательщику в связи с этой декларацией, начиная с 21 января 2011 года в течение 1095 дней.

Сроки уплаты налоговых обязательств регулируются статьей 57 Налогового кодекса Украины.

Определенное контролирующим органом денежное обязательство (независимо от того, на который с 1095 дней приходится соответствующее определение) в случае его неуплаты налогоплательщиком приобретет статус налогового долга. С дня возникновения налогового долга начинается отсчет срока длительностью 1095 дней для обращения налогового органа в суд с требованием, связанным с взысканием такого долга. Сам порядок взыскания налогового долга регулируется главою 9 Налогового кодекса Украины.

Следует отметить, что применение сроков для обращения в административный суд, определенных НКУ, возможно лишь относительно тех правоотношений, которые возникли после вступления его в силу. Соответственно, новые сроки обжалования в суд налоговых сообщений-решений распространяются на те налоговые сообщения-решения, которые получены плательщиком налога, начиная с 1 января 2011 года. Аналогично срок длительностью 1095 дней для обращения контролирующего органа с требованием, связанным с взысканием налогового долга, распространяется лишь на налоговый долг, который возник с 1 января 2011 года.

 http://tabelion.ucoz.ru 

Просмотров: 5876 | Добавил: glavred | Теги: правовые коллизии, налогоплательщики, налоговый кодекс, фискальные органы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Писатель Александр Ковалевский
© Перепечатка материалов сайта "Юридическая канцелярия" в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий - без ограничений, при обязательном условии указания полного имени адреса нашего ресурса //uyrist.at.ua/ Связь с редакцией - uyrist1@ukr.net Писатель Александр Ковалевский Заработай на своем сайте каталог сайтов Rambler's Top100