АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ (раздел II ПКУ) НКУ вводит новый вид проверки - фактическую. Кто знакомился с проектами НКУ, знает, что ранее ее именовали контрольной. Законотворцам чем-то не понравилось такое название, поэтому имеем новое.
Принятый НКУ жестче отнесся к большим предприятиям. Они выделены из числа всех других и увеличены сроки проведения проверок (сравнительно с прошлой редакцией НКУ). Так, например, срок проведения документальной выездной плановой проверки будет составлять:
- для больших налогоплательщиков - до 30 рабочих дней;
- для субъектов малого предпринимательства - до 10 рабочих дней;
- для других налогоплательщиков - до 20 рабочих дней.
Позитивным моментом является то, что уменьшилась численность обстоятельств, которые порождают проведение документальной внеплановой проверки. Из перечня исключены следующие причины:
1) в случае возникновения потребности в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с другим налогоплательщиком, и которым не предоставлено объяснение и должным образом засвидетельствованные копии документов на обязательный письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (пп. 78.1.6 НКУ исключен);
2) в случае, когда плательщиком налога на прибыль предприятий в течение четырех последовательных базовых отчетных периодов в налоговой отчетности отображается отрицательное значение объекта налогообложения(пп. 78.1.10 НКУ исключено);
Обратите внимание! Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере, который не превышает 1 гривню за каждое нарушение (п. 7 подраздела 10 Переходных положений).
Важным является и тот момент, что отчет по форме 1 ДФ (о суммах начисленного и удержанного налога из доходов физических лиц) приравняли к налоговой декларации. В качестве базового периода будет выступать календарный месяц.
Налогоплательщики, которые принадлежат к большим и средним предприятиям, будут подавать налоговую отчетность в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц (п. 49.4 ПКУ).
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ (раздел III НКУ)
Хитовой нормой этого раздела является то, что его нормы начинают применяться с 1 апреля 2011 года. А потому в І квартале 2011 года при начислении налога на прибыль необходимо руководствоваться правилами Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (N 334/94-ВР от 28.12.94 г.).
Относительно ставок налога на прибыль, то их размеры будут следующими:
- с 1 апреля 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно - 23%;
- с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно - 21%;
- с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно - 19%;
- с 1 января 2014 года - 16%.
НКУ не позволяет включать в свои расходы во время определения объекта налогообложения затраты на приобретение товаров (работ, услуг) у физлиц - плательщиков единого налога (пп. 139.1.12 НКУ). Исключением из этого правила будут только расходы на приобретение работ, услуг у тех "единоналожников", которые осуществляют деятельность в сфере информатизации.
НДС (раздел V НКУ) Ставка налога будет уменьшена к 17%, но, к сожалению, лишь с 01.01.2014 г. Отсюда, с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г. ставка будет оставаться на нынешнем уровне - 20%. А с 01.01.2014 г. - 17%.
Вводится обязательная регистрация налоговых накладных плательщиками НДС, если сумма НДС в одной налоговой накладной представляет:
- свыше 1 миллиона гривен - с 1 января 2011 года;
- свыше 500 тысяч гривен - с 1 апреля 2011 года;
- свыше 100 тысяч гривен - с 1 июля 2011 года;
- свыше 10 тысяч гривен - с 1 января 2012 года.
Отчетным (налоговым) периодом является один календарный месяц. Исключением являются налогоплательщики у которых в течение трех последовательных предыдущих лет ежегодный объем доходов не превышал 3-х млн. грн., середньооблікова количество работников в течение этого периода не превышали 20 лиц, но они имеют право на применение нулевой ставки налога на прибыль (на период с 01.04.2011 г. до 1.01.2016 г.). Такие плательщики налога могут выбрать квартальный налоговый период.
Достаточно креативным является и п. 196.1.14 НКУ. По его воле, к объекту налогообложения НДС не будут включать консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера, а также услуги по разрабатыванию, снабжению и тестированию программного обеспечения, из обрабатывания данных и предоставления консультаций по вопросам информатизации, предоставления информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.
В целом, механизм налогообложения НДС не изменился, хотя изменений вдоволь. О них мы поговорим уже в ближайшее время.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (раздел IV НКУ)
Ставка налога увеличится к 17%, но не для всех. Для тех, чей месячный заработок больше десятикратний размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года, из суммы превышения указанного размера придется платить налог по ставке 17%. Поэтому, если заработок не превышает 10-ти кратный размер минзарплати, ставка налога будет составлять 15%.
Как и раньше, действует общее правило применения соцльготы - зарплата должна не превышать размера месячного прожиточного минимума (действующего для работоспособного лица на 1 января отчетного года), умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим 10 гривням. Размер такой соцльготы будет составлять 100% прожиточного минимума для работоспособного лица (в расчете на месяц), но только с 01.01.2015 г. К этой дате размер соцльготы будет оставаться на нынешнем уровне - 50% прожиточного минимума, установленного для работоспособного лица.
Испытала коррективы и процедура налогообложения процентов на депозитном счете. В прошлой редакций НКУ налогообложению не подлежали проценты, если их общая месячная сумма не превышала двукратный размер минимальной зарплати (установленной на 1 января). Теперь таких "привилегий" не стоит искать. Однако, начнут облагать налогом доходы в виде процентов на текущий или депозитный (вклад) банковский счет аж с 01.01.2015 г. А к этой дать еще может много чего измениться!
ЕДИНЫЙ И ФИКСИРОВАННЫЙ НАЛОГИ (раздел ХIV НКУ) НКУ пока что оставил кислород для упрощенчества. Их деятельность еще некоторое время (до внесения соответствующих изменений в НКУ) будут облагать налогом в соответствии с Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (N 727/98 от 03.07.98 г.), абз. 6 - 28 п. 1 ст. 14 Декрета КМУ "О подоходном налоге из граждан" (N 13-92 от 26.12.92 г.) и с учетом подразделения 8 Переходных положений ПКУ.
АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ (раздел VІ НКУ) Как видите, акцизный сбор заменен акцизным налогом. Раздел VІ пришел на смену целому ряду нормативных актов*, которые регулировали налогообложение подакцизных товаров. Если говорить о самих ставках налога, то они направлены вверх, то есть ожидается их рост.
* * 1. Закон Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары(N 313/96-ВР от 11.07.96 г.);
2. Закон Украины "О ставках акцизного сбора на некоторые транспортные средства и кузова к ним" (N 216/96-ВР от 24.05.96 г.);
3. Закон Украины "О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки" (N 178/96-ВР от 07.05.96 г.);
4. Закон Украины "О ставках акцизного сбора на табачные изделия" (N 30/96-ВР от 06.02.96 г.)
5. Декрет КМУ "Об акцизном сборе" (N 18-92. от 26.12.92 г.)
Обратите внимание! Запрещается уплата сумм налога путем взаимных зачетов, встречных обязательств, векселями и в других формах, которые не предусматривают уплаты средствами сумм такого налога (пп. 217.4 НКУ).
СБОР ЗА ПЕРВУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ( раздел VІІ НКУ)
Этот сбор пришел на смену транспортному налогу, который регулируется Законом Украины "О налоге из владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов" (N 1963 - XII от 11.12.91 г.). Из названия сбора становится понятным, что он будет производиться исключительно при первой регистрации транспортных средств.
Как и раньше, государство стремится поощрить покупать новые транспортные средства. Поэтому к ставкам налога применяют коэффициенты:
1) для новых транспортных средств - 1;
2) для транспортных средств, которые использовались до 8 лет, - 2;
3) для колесных транспортных средств, которые использовались свыше 8 лет, - 40.
ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ (раздел ХІІІ НКУ) Не первый взгляд, раздел ХІІІ "Плата за землю" повторяет Закон Украины "О плате за землю" (N 2535 - XII от 03.07.92 г.). Но это далеко не так. Первое, что попадает в глаза, это обновленные ставки налога за участки, нормативная денежная оценка которых не проведена. Они выросли, причем существенно. Напомним, что в прошлых редакциях НКУ предусматривалось их снижение (для небольших населенных пунктов). Но не так случилось, как думалось.
Ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы, выходя из ставок налога, установленных п. 275.1 НКУ, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не более трехкратного размера этих ставок налога (теперь действующее условие - не выше, чем в два раза от средних ставок налога).
ФИКСИРОВАННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ (глава 2 раздела ХІV НКУ) НКУ еще уменьшил численность налогов и собраний, которые не платят ФСПшники. Следовательно, с 01.01.2011 г. сельхозпредприятия не являются плательщиками:
1) налогу на прибыль предприятий;
2) земельного налога (кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаровиробництва);
3) сбор за специальное использование воды;
4) сбору за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).
Заслуживает внимания и тот момент, что в случае установления по результатам документальной проверки несоблюдения плательщиком ФСН установленных требований он обязан перейти к уплате налогов по общей системе налогообложения, начиная со следующего месяца после установления такого нарушения.
В целом, ставки налога и механизм его уплаты остались нетронутыми.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (раздел XІІ) 1. Налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (ст. 265 НКУ), :
- плательщиками налога являются физ- и юрлица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилищной недвижимости;
- базой налогообложения является жилая площадь объекта такой недвижимости;
- не облагают налогом объекты жилищной недвижимости, которые находятся в собственности физических лиц, если их жилая площадь не превышает:
а) для квартир - 120 к в . м .;
б) для жилых домов - 250 кв.м;
- ставки налога устанавливают сельские, поселковые или городские советы в таких размерах ( за 1 кв. м жилой площади) :
а) для квартир, жилая площадь которых не более чем 240 к в . м . (для жилых домов - не более чем 500 к в . м .) - к 1% размеру минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года;
б) для квартир, жилая площадь которых превышает 240 к в . м . (для жилых домов - более чем 500 к в . м .) - 2,7 % размера минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года.
Если жилая площадь объекта недвижимости, которая находится в собственности физических лиц, выходит за рамки разрешенных к неналогообложению площадей (120 или 250 к в . м . жилой площади), то будет облагаться налогом только площадь такого объекта, который превышает установленные ограничения (то есть превышение 120 или 250 кв.м. жилой площади).
Так что, с НОВЫМ НАЛОГОВЫМ ГОДОМ, дорогие товарищи!
http://tabelion.ucoz.ru